|
14 мая 2002
Севилья
Севилья - центр Андалузии. Более того, в 16 веке это был и центр испанских колоний. Из Севильи корабли спускались по Гвадалкивиру (Вади аль-Кабир, Большая река, Rio Grande - кому как нравится) до Кадиса, а там выходили в океан. Так продолжалось до 1717 года, когда река обмелела и порт был перенесен на берег океана, в Кадис (Кадош - этот порт был основан семитоязычными карфагенянами).
Главные севильские архитектурные объекты сосредоточены практически на одной площади. "Хиральда", собор, Еврейский квартал (Худерия), сад рядом с замком Альказар. "Золотая башня" чуть подальше, у порта.
В Севилье христианам удалось то, что не удалось в Кордове. Они развалили мечеть и на ее месте построили самый большой (по площади, не по высоте) готический собор в мире. Определяющие слова здесь "по площади" и "готический". Собор Св.Петра в Риме, несомненно, больше, но это уже не готика, а Кельнский собор выше, хотя и занимает меньшую площадь. Хиральда же (Giralda) - бывший затейливый мавританский минарет - выжила и продолжает удивлять своей красотой. Таких минаретов в мире только три: в Рабате, в Мараккеше (это в Марокко) и в Севилье. Такой же переделанный под колокольню минарет меньших размеров - в Кордовской мечети. И так же как в Кордове выжил двор с апельсиновыми деревьями и проложенными между деревьями арычками.
Несмотря на обмеление по реке ходят прогулочные катера и возят экскурсантов от одного моста до другого. Из объяснений на четырех языках (русский отсутствует) стало ясно, что в Севилье проводились две всемирные выставки, в 1929 и в 1992 году. Павильоны выставки 1929 года находятся неподалеку от Университета в центре города, в районе площади Испании. Если есть время, туда неплохо прогуляться.
Но у нас (традиционно) лишнего времени не было. Еще бы - вечером мы шли на концерт фламенко! Чтобы не засыпать в зале, мы подчинились всеобщему ритму и устроили себе сиесту - поспали часика два после обеда.
Итак, фламенко. Сейчас я начну выливать ушаты холодной воды на тех, кто зараннее очарован этим красивым словом (обозначающем, кстати в переводе с испанского "пламенный"), но самого танца пока не видел и ожидает что-то потрясное. Нечто вроде "Мулен Руж".
Если подбирать эквивалент из русских реалий, ближе всего к фламенко находится кадриль. Такой миленький танец дореволюционной российской фабрично-заводской молодежи, где можно и "закадрить" кралечку, и новой одежкой похвастать, и новыми башмаками вдоволь потопать. А при случае и в морду дать. Или получить, кому как повезет. Опять же, частушки приличные и не очень... и прочее. Фламенко - те же танцы пролетариев, те же задорные песенки, и даже место, где нам все это показывали хотя и называлось пышно - Дворец Андалузии, более всего напомнило мне клуб фабрики "Ударница" в Москве или кинотеатр имени 30-илетия ВЛКСМ в городе Мелитополе. Правда, в отличие от перечисленных культурных заведений здесь в счет билета подавали питье. Мы заказали хороший напиток под названием "Сангрина" - сухое вино, сок, лед, лимончик и очень вкусно.
Впрочем, да не покажется, что мне концерт не понравился. Это было интересное зрелище, самодеятельностью и не пахло, ну а очень высокого профессионализма за такие деньги требовать было бы очень большим нахальством. Среди выступавших я бы выделил троих. Условно я назвал их (в порядке появления) "Наташа", "Мамаша" и "Индеец Джо".
"Наташа" была повыше, посветлее и попрофессиональнее всех прочих. Что-то в ее повадках было очень русское и экстерьер вполне соответствовал внезапно родившемуся прозвищу. Я бы не удивился, узнав, что она в самом деле русская.
Не только внешностью брала "Наташа", она и танцевала лучше всех. И не зря в композиции по мотивам "Кармен" ей поручили главную партию. Невысокая, толстоватая и чернявая цыганка Кармен, героиня новеллы Проспера Мериме, кстати, работала в Севилье на табачной фабрике. Теперь это - одно из зданий университета. Стройная, высокая и светленькая Наташа, цыганку никак не напоминала, однако, в танце показала темперамент воистину огненный. Чем вызвала вполне заслуженные аплодисменты.
Аплодисменты сорвала и "мамаша". Ну, этой даме было за 50. Даже, может быть, около 55. Но была она того бойкого и подвижного типа, которые из-за бойкости и подвижности своей и в этом возрасте держатся молодцом. И при желании могут даже молодого любовника поиметь. К тому же держалась она примадонной, и отплясывала добросовестно. Вот с пением получилось хуже. Нет, не из-за голоса ее, а из-за микрофона или усилителя, который явно хрипел на слишком низких или слишком высоких частотах. Лучше бы "мамаша" пела без помощи техники!
Что же касается "Индейца Джо" то ему бы лучше бы совсем не петь. А то выдвигается из заднего ряда "подтанцовщиков" мужичок с совершенно индейской внешностью и начинает петь нечто страстное голосом пропитым и дребезжащим. То есть он, наверное, считает это пение страстным. А в самом деле, от такого голоса можно последние робкие желания подрастерять! Плюс все тот же нечиненный усилитель. Вобщем, зрелище достойное пера какого-нибудь классика. Ивана Сергеевича Тургенева, что ли? "Певцы..."
Одним словом, концерт опроверг миф о грациозности испанских женщин и о прекрасных (страстных) голосах испанских мужчин. Граждане, вас обманывают!
Хотя залу нравилось, зал хлопал и восторгался. Любопытнее всего при этом было наблюдать за японцами. Нам-то, людям так или иначе привыкшим к европейской культуре, многое понятно без слов даже в весьма далекой культуре испанской. Им же, бедным, думаю, наблюдать все эти пляски народов было так же интересно, как нам смотреть спектакль театра "Кабуки", представления о языке жестов и масок этого театра не имеючи. Инопланетяне, аккуратно фиксирующие все на манюсенькие дигитальные видеокамеры.
И еще подумалось мне, что при другом раскладе, одолей мусульмане христиан, при посещении Севильи в том же Дворце Андалузии показывали бы нам не фламенко, а танец живота.
|